Восток славится своими экзотическими ароматами. Особенно популярно на Востоке воскурение благовоний. История фимиамов восходит еще к первым опытам человека с огнем. Как только древние люди научились добывать огонь, они заметили, что некоторые сорта дерева источают при горении более приятный аромат, чем другие, и оказывают различное действие на психику и здоровье. Позже возникла традиция специально добавлять в огонь ароматические растения и таким способом ублажать богов. В те далекие времена связь между воскурением благовоний, религией, колдовством и медициной была практически нерасторжимой.
Запахи тлеющих благовоний использовались не только для ароматизации воздуха, их дым мог навевать радостное настроение, вызывать любовное вожделение, охранять от дурного глаза и снимать порчу, лечить головные боли и даже облегчать родовые схватки, придавать благоухание одежде и волосам и оказывать другое воздействие.
В древние времена главным поставщиком благовоний была Южная Аравия. По знаменитому торговому караванному «пути благовоний» мирра, ладан и другие ароматические смолы, а также лучшее розовое масло, некоторые пряности и засушенные цветы доставлялись в Египет, Переднюю Азию, Грецию, Рим и Индию. В большом почете благовония были в Египте, Древней Месопотамии, Вавилоне, Ассирии и других царствах. Например, ассирийский царь Сарданапал, когда его свергли с престола, избрал себе в качестве казни смерть на костре из сандалового дерева, где и задохнулся вместе со своими женами в облаке ароматного дыма. Ассирийцы и Вавилоняне воскуряли благовония и для того, чтобы избавиться от грехов.
Именно с помощью благовоний люди впервые научились бороться с инфекционными болезнями. Ведь практически все смолы обладают сильным противомикробным действием. Так, например, в Древнем Египте была побеждена так называемая «храмовая болезнь». После многолюдных церемоний и богослужений люди легко заболевали инфекционными болезнями, нередко смертельными. Это вселяло страх перед храмами и угрожало процветанию религии. Но жрецы заметили, что при воскурении в храмах благовоний боги приходят в милостивое расположение духа и перестают насылать на людей болезни. Так был открыт один из способов дезинфекции помещений, а практика воскурения благовоний в храмах глубоко укоренилась.
О повсеместном применении благовоний свидетельствует и Библия: «и обонял Господь приятное благоухание… (книга Бытия). А среди множества заповедей, данных Моисею, были и правила сооружения алтаря для ароматических воскурений во славу Господа, а также приготовления ароматических масел и жертвенных курений.
Свое место благовония нашли и в Исламе. Пророк Мухаммед говорил, что «из всех вещей в мире больше всего радуют сердце дети, женщины и благовония». В некоторых хадисах рай описывается как восхитительное место, земля в котором пропитана мускусом. В Древнем Китае мускус тоже ценился очень высоко. И не только за аромат — его считали способным исцелить почти все болезни, известные в мире.
Храмы Индии с древнейших времён строились из сандалового дерева, а внутри храма постоянно горели курительные палочки. Возможно поэтому индийское слово «храм» на санскрите означает «дом фимиама». Благовония использовались и в погребальных обрядах: если умерший был богат, то в погребальный костёр бросали не обычную древесину, а древесину благовонных сортов – сандал, можжевельник и другие.
В Древнем Китае единым словом «аромат» обозначали как благовония, так и душистые мази, масла и вытяжки из трав. Китайцы наполняли приятными запахами не только дома и храмы и умащивали благовониями тела, они также ароматизировали одежду, чернила, бумагу, косметику, воду для ванн, а основы их традиционных вееров были сделаны из благоухающего сандалового дерева.
Но в настоящее искусство возвели сжигание благовоний японцы, хотя до Японии этот ритуал дошел довольно поздно по сравнению с другими странами – только примерно к 500 году н.э. Особые школы обучали (и обучают до сих пор) Kodo – искусству парфюмерии и фимиамов. Ученики этих школ учатся изготавливать и правильно воскурять благовония. В программу обучения входят и специальные ритуальные танцы, исполняемые перед воскурением. Знаменитые японские гейши вычисляли для гостя стоимость проведенного с ними вечера по количеству сожженных благовонных палочек.
Виды и состав благовоний
Благовония могут быть различными по своей форме: в виде смесей, брикетов, палочек, конусов, масел. По способу воскурения благовония делятся на два вида:
1. Негорючие благовония. Это благовония в виде рассыпчатых смесей, небольших брикетов или шариков. Такие благовония воскуряют в курильницах, где помещают их на раскаленный уголь. Именно так воскуряли фимиам в течение многих тысячелетий. Это выглядит очень эффектно, кроме того, такие благовония сделать легче всего. Особенно популярен такой вид благовоний в арабских странах.
2. Горючие благовония. В таких благовониях (обычно в виде конусов или палочек) мелко измельченные ароматические ингредиенты смешаны с горючим материалом. Технология изготовления таких благовоний несколько сложнее, зато для их воскурения не требуется никаких дополнительных приспособлений. Конус или палочку сначала поджигают, дают немного разгореться, а затем задувают огонь, оставляя благовоние тлеть. Этот вид благовоний традиционно используется в Китае, Японии и странах Юго-Восточной Азии.
В состав благовоний обычно входят смолы, древесина ароматных пород, некоторые виды специй, трав, цветов и корней и иногда эфирные масла. Тут необходимо заметить, что запах большинства благовоний при сжигании разительно отличается от их запаха при обычных условиях. Кроме того, как и в случае с духами, в аромате благовоний можно выделить три основные «ноты». Первую ноту – летучую — вы ощутите сразу, как только подожжете благовония. Иногда она может даже показаться неприятной. Но этот запах очень скоро сменяется центральной нотой, которая и является «сердцем» аромата благовоний. Это неповторимое сочетание душистых веществ можно вдыхать на протяжении нескольких часов. А полноту ощущений, завершающий мазок «картине» придает конечная нота, которую обычно образуют вещества, фиксирующие запах. Конечная нота благовоний хорошего качества может чувствоваться очень долго – иногда даже несколько дней.
Обсуждение