Главным событием ювелирной осени, без сомнения, является Биеннале антикваров, которое каждые два года традиционно проходит в сентябре в Париже. Это менее всего похоже на антикварный салон для любителей старины. Биеннале — это площадка, собирающая крупные ювелирные Дома Франции и ближайших к ней стран. В 2014 году на этом небольшом, но весьма авторитетном шоу были представлены последние коллекции Cartier, Chanel, Van Cleef & Arpels, Bvlgari, Chaumet, Boucheron и многих других. Особенностью этого года стали украшения лучших азиатских мастеров, которые не уступают ни формой, ни содержанием экспозициям признанных мэтров ювелирного Олимпа. «Леди Mail.Ru» — о самых ярких новинках этого ювелирного сезона.
Chaumet хорошо подготовился к смотру: к осени 2014 бренд представил две совсем разные коллекции — теплую пастельно-пудровую Hortensia и Lumieres d’Eau («Сияние воды»), всю в оттенках льда. «Гортензия» была выпущена чуть раньше, а потому отражает жизнерадостный весенне-летний дух. Несложно догадаться, что главный акцент в сюжете коллекции сделан на цветы, а в выборе материалов — на опалы и камни теплых оттенков. К последним относится рубеллит — камень, похожий на лишенный страсти рубин. Его приглушенный пурпур прекрасно сочетается с розовым и белым однотонным опалом, а также с искорками бриллиантов и розовых сапфиров. «Сияние воды» — это драгоценный водопад насыщенно синих танзанитов, бриллиантов, сапфиров и резного горного хрусталя. В колье Lumieres d’Eau также представлены ляпис-лазурь в сочетании с черной шпинелью — верхние слои атмосферы, переходящие в космос. Где-то на этом уровне и находится Chaumet в мире ювелирного искусства.
Boucheron представил на биеннале несколько часовых украшений. Компания продолжает экспериментировать с возможностями горного хрусталя, который в украшениях играет роль прозрачного фона для искрящихся бриллиантов или цветных камней. Последние используются художниками Boucheron крайне скупо: цвет в безупречно белой эстетике Дома — это как специи в блюде, они никогда не заменят главный ингредиент и всегда будут играть вспомогательную роль. Этот принцип четко виден в последних коллекциях Boucheron — японской Reves du Japon и восточной Tresor de Perse.
Беспроигрышно стильную коллекцию Cafe Society, адресованную приятно убивающим время завсегдатаям парижских кафе, представил Дом Chanel. Кажется, сочетание глубокого черного оникса и искрящихся бесцветных бриллиантов уже непобедимо в высших ювелирных кругах. В качестве подсластителей строгих ювелирных блюд используются цветные камни: желтые и розовые бриллианты, а также аквамарины. Сознательно или намеренно, ювелиры Chanel в своей последней коллекции апеллируют к art deco — стилю 30-х годов прошлого века. После прошлогоднего успеха Tiffany, сыгравшего главную ювелирную роль в экранизации «Великого Гэтсби», коллекция Cafe Society Дома Chanel смотрится своеобразным ответом на американскую реплику стиля, царившего в США во времена Фицджеральда.
Швейцарский часовой Дом Piaget выпустил к парижскому смотру коллекцию с нескромным названием Extremely Piaget. Ничего экстремального в ней нет. Главным мотивом стало традиционное желтое золото и гладкие бусины бирюзы. Их союз в украшениях коллекции дополняют бесцветные бриллианты-каратники или традиционная инкрустация. Достойно, безупречно, элегантно, но без изюминки и драйва, все в духе haute joaillerie — высокого ювелирного искусства.
Весь драйв и смелость впитала в себя новая коллекция Дома Dior с громким названием Archi Dior. Что имела в виду Виктория де Кастеллан, главный художник Дома, называя свою коллекцию так, не совсем ясно. Возможно, экспрессия форм и цветов, характерная для ювелирной линии Dior, действительно архиважна для выражения идей отца-основателя этого модного Дома. Виктория не поскупилась и на этот раз: к разноцветной палитре камней добавились невероятные, крупные и экзотические формы украшений. В пышных канделябрях, шлейфах и завитках браслетов, брошей, серег видится бразильский карнавал или «галантный» XVIII век. Или даже цирк в его лучших традициях — с плюмажами и позументами, гарцующими лошадьми в павлиньих перьях, гимнастками в сверкающих нарядах, с разноцветными клоунами… Виктория не скрывает, что черпает свое вдохновение в собственном детстве. «Архи-Диор» не стал исключением, поражая зрителя детским представлением о роскоши. Крупные, разноцветные и броские украшения придутся по душе тем, кто все еще ищет ответ на вопрос «Куда уходит детство?» В творчество!
Нынешнее биеннале антикваров не обошлось без Востока. Присутствие ювелирной звезды из Гонконга — Уоллеса Чена — придает любым мероприятиям статусный характер. Парижское Биеннале антикваров никогда не нуждалось в повышении своего статуса, поэтому Чена пригласили просто так. А точнее, чтобы увидеть его новые шедевры. К последним относится великолепная брошь, дотошно имитирующая экзотического краба. Из крупных камней в украшении только три: две барочные жемчужины (тельце животного) и прелестный пурпурный рубеллит фантазийной неправильной огранки. Остальное — живая ткань природы, скрупулезно воссозданная руками мастера.
Коллега и земляк Чена, прославленный ювелир Синди Чао, не присутствует в этом году в Париже. Однако пройти мимо ее очередного шедевра невозможно. Снова крупный цветок (орхидея), снова умопомрачительная пластика (ни одной плоскости) и великолепная розовая жемчужина, венчающая пестик, золотистые бриллианты — на тычинках. Кажется, от этого кусочка металла и камней исходит свежий запах орхидей. Синди и Чен — мастера иллюзий, воплощающие природу в ее естественно прекрасном состоянии, в то время как в Европе природа — лишь источник сюжетов и мотивов, которые можно заимствовать и творчески переосмысливать. Встреча Востока и Запада на парижском Биеннале антикваров — повод для яркого диалога культур, который проходит в атмосфере искусства и роскоши.
Обсуждение