Влияние моды на экологию за последние несколько лет обрело катастрофические масштабы. В эпоху fast-fashion покупатели не успевают дважды надеть новую вещь, как на смену приходит следующая. По данным аналитиков McKinsey больше половины произведенной за год одежды и аксессуаров люди выбрасывают в течение этого же года — буквально каждую секунду на свалку отправляется гора модной продукции размером с грузовик.
Также, индустрия моды ответственна за халатное отношение к водным ресурсам, загрязнение почвы и воздуха. На ее долю приходится в среднем 30% микропластика, который попадает в океан. Туда же отправляются красители и химикаты, которые используются в производстве одежды. Выбросы углерода текстильной промышленности поражают своими масштабами. Их объем составляет 6%, что в разы больше чем от авиаперевозок.
Производство хлопка — казалось бы, самого экологичного материала — одно из самых губительных для планеты хозяйств. Для выращивания 1 кг сырья (что эквивалентно шести футболкам) требуется 10000 литров воды, которую мог бы пить один человек в течение 18 лет. Использование ресурсов в таких гигантских размерах приводит к осушению водоемов и как следствие — проблемам со здоровьем у местного населения, исчезновению экосистем и глобальным изменениям климата. В документальном фильме «Грязные тайны мира моды» тележурналист Стейси Дули рассказывает, как с лица Земли исчезло Аральское море — хлопковые фермы расположенные поблизости осушили его всего за 40 лет.
Мастодонты индустрии вроде Chanel, Hermès, Burberry, Nike, H&M и др. решили бороться с экологическими проблемами сообща. Марки с энтузиазмом подписывают документы, провозглашающие бережное отношение к ресурсам и обязуются свести к нулю пагубное влияние на природу. Пионер экологичной моды Стелла Маккартни совместно с ООН составила «Хартию модной индустрии». Главная инициатива которой — уменьшить количество выбросов CO2 на 30% к 2030 году и достичь «углеродной нейтральности» к 2050 году. С той же целью компания Kering объединила ведущих игроков рынка на саммите G7, которые подписали «Модный пакт» предлагающий участникам консолидировать силы для перехода к ответственному ведению бизнеса.
Пока, эти инициативы лишь обнадеживают, ведь та часть брендов (около 40%), которая осталась в тени продолжает разрушать планету. Ирония состоит в том, что производителям одежды надо было думать о сохранении экологии «еще вчера». Последствия, которые мы наблюдаем — горящие леса, таяние ледников и стремительно уменьшающиеся запасы пресной воды — губительны для человечества. Если климатические изменения будут происходить с той же скоростью, к назначенному сроку достижения «углеродной нейтральности» может произойти катастрофа. И тогда, к 2050 году, населению планеты будет уже не до экологичной одежды.
Мы решили разобраться может ли модная индустрия стать нейтральной по отношению к природе и какие меры предпринимают бренды уже сейчас.
МЕНЯЮТ ПРИНЦИПЫ ПРОИЗВОДСТВА И КОМПЕНСИРУЮТ УЩЕРБ
Переход на возобновляемые ресурсы становится главной задачей для любого текстильного производства. Представители Nike заявили, что разработали технологии позволяющие перерабатывать и минимизировать отходы, а также используют солнечные батареи и ветряные мельницы. Над внедрением альтернативных источников энергии также работает компания Levi’s, которая вдобавок занимается разработками позволяющими экономить и фильтровать воду для производства денима. Также, бренд тестирует финальную обработку джинсов с помощью лазера, чтобы исключить использование вредных химикатов — такую технологию планируют применять Uniqlo, Guess, Lee и Wrangler.
Пожалуй, самый осязаемый результат работы в направлении устойчивого развития показал бренд Gucci. В 2018 году компании удалось сократить выбросы углекислого газа на 440 тыс. тонн за счет использования экологичных материалов и внедрения новых технологий на производство. В сентябре 2019 года Gucci объявили о достижении «углеродной нейтральности» благодаря спонсированию инициатив, которые направлены на защиту лесных массивов и экосистем. Все новости о эко-достижениях бренда можно найти на специальной платформе Equilibrium.
ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОТ МЕХА И КОЖИ ЖИВОТНЫХ
В модной индустрии не утихают споры: что же экологичнее? Натуральные мех и кожа или все-таки искусственные? Ведь у каждой из сторон есть неоднозначные аргументы. Для производства натуральных изделий приходится убивать животных, что априори не этично с точки зрения «устойчивого развития». В тоже время, производство меха в промышленных масштабах наносит ущерб природе хуже хлопка, шерсти и полиэстера. Плюс для того чтобы шкуры были более долговечными их обрабатывают химикатами, которые при разложении отравляют почву.
Искусственные мех и кожа производятся из полиэстера и полиуретана, которые являются прямыми производными пластика. Соответственно, если не гарантировать этой одежде будущее в переработке, то она будет разлагаться сотни лет и отравлять планету. Такие материалы все же пока побеждают в этой дискуссии. Крупные Дома вроде Versace, Armani, Gucci и др. отказались от натурального меха в своих коллекциях. Даже Анна Винтур — известная любительница натуральных изделий — перешла на эко-пальто Stella McCartney.
ИСПОЛЬЗУЮТ РАСТИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
С поиском альтернативы для натуральной кожи дела обстоят проще. Ткани из необычного растительного сырья становятся привычным явлением. Так, кожу из волокон ананасовых листьев Piñatex (Пинатекс) уже используют H&M, лондонский бренд Altiir, а также российская марка сумок и аксессуаров Botanita. Ананасы не единственные поставщики растительных волокон для создания эко-кожи. Существуют разработки на основе виноградной кожуры, мякоти кокоса и апельсиновой корки.
Растительные инновации не обошли стороной и утеплители для одежды. Марка Pangaia выпустила пуховики с наполнителем из цветов FLWRDWN. Технология позволяет не только этично относится к животным, но и значительно экономить водные ресурсы. Бренд May West для утепления одежды использует пух ваточника. В начале прошлого века этот материал активно применяли для производства одеял, матрасов и одежды полярников. Он практически не удерживает влагу в отличие от натурального пуха, и хорошо греет.
ИСПОЛЬЗУЮТ ВТОРСЫРЬЕ
Кроссовками из переработанного пластика и футболками из органического хлопка сейчас никого не удивишь — большинство брендов первого эшелона уже используют новые технологии. Здесь важно отметить, что нужно не только применять вторсырье, но и тщательно следить за отходами производства. Поэтому прежде чем использовать переработанную ткань, марки могут обращаться к готовой одежде или остаткам предыдущих коллекций.
Так поступают, как правило, небольшие, узконаправленные или начинающие бренды. Среди которых можно выделить Marine Serre, Raeburn и Bode. Наши соотечественники тоже не отстают — российская марка Nnedre шьет детскую одежду из остатков ткани основной коллекции; Gerts создает принты из обрезков, которые обычно выбрасываются при раскрое; а Jeans Revision делают аксессуары из старых изделий из денима.
ПРЕДЛАГАЮТ НОВЫЕ СПОСОБЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Главный активист по сбору ненужного текстиля на переработку H&M планирует зайти еще дальше и расширять границы разумного потребления. В начале декабря 21019 года бренд начал тестировать сервис аренды одежды в своем флагманском магазине в Стокгольме. Мы привыкли, что такая затея обычно относится к очень дорогой одежде для особого случая. Но смысл аренды будет заключаться не только во временном использовании, но и в том чтобы люди не задумывались о дальнейшей утилизации. Здесь можно провести аналогию с каршерингом — вам не придется думать об обслуживании, ремонте и продаже авто, если вы возьмете транспорт в аренду.
Как мы отметили ранее — большинство эко-ориентированных дизайнеров используют ткани вторично. Но в промышленных масштабах практически нереально произвести вещи из обрезков и винтажных изделий. Поэтому ограниченный тираж и предложение эксклюзивных вещей с историей — часть новой философии потребления. В будущем модники станут хвастаться не лейблами, а наличием интересного бэкграунда своей одежды.
ЗАНИМАЮТСЯ ЭКО-ПРОСВЕЩЕНИЕМ
Важнейшим фактором в развитии экологической устойчивости в модной индустрии должен быть диалог с клиентом. Вивьен Вествуд еще в 2010 году говорила: «Я призываю покупателей остановиться и больше не приобретать ненужный хлам. Мы должны ценить окружающую среду и попытаться не разрушать ее». Дизайнер на протяжении всей своей карьеры борется за привлечение внимания к важным экологическим проблемам — сняла короткометражный фильм Trouble in Paradise, не раз представляла на подиуме моделей в одежде с экологическими лозунгами и устраивала митинги.
Сейчас, марки активно используют силу социальных сетей. К примеру, англичанка Аня Хиндмарч во время лондонской Недели моды (время самых высоких продаж) закрыла все свои магазины, наполнив их пластиковыми бутылками, которых насчитывалось около 90000 штук. Люди, проходившие мимо, останавливались и явно задумывались о масштабах бедствия и рассказывали об этом своим подписчикам. Самое важное, что мы можем сделать — не игнорировать такие послания и поддерживать их. Этот диалог не должен происходить в одностороннем порядке. Каждый из нас обязан задуматься о личном влиянии на природу. Чем ответственнее мы будем подходить к выбору одежды, тем проще будет брендам предложить нам экологичные товары в промышленных масштабах по доступным ценам.
Обсуждение