Интерес к великой прожигательнице жизни и законодательнице мод Марии Антуанетте не угасал никогда. С самого момента ее казни на гильотине в 1793 году, она занимает сердца и умы многих красавиц и модниц.
В этом году все стали буквально одержимы идеей воскресить привычки и быт известной королевы. София Коппола (Sofia Coppola) в октябре выпускает на экраны биографический фильм о жизни Марии Антуанетты со всеми пикантными подробностями и сентиментальными моментами.
Французская пресса обсуждает, жива ли общенациональная неприязнь французов к знаменитой «австрийке» (еще бы, ведь она растратила половину французской казны на наряды и развлечения, в то время как народ голодал и нищенствовал).
В Японии вышел музыкальный диск певицы Mayuko Karasawa, в который вошла песня «C’est mon ami», сочиненная самой Марией Антуанеттой и впервые изданная на CD. А в июне на бразильском гей-параде участников в костюмах скандальной королевы было не меньше, чем переодетых в героев «Горбатой горы».
После недавнего выхода биографии придворного парфюмера, написанной историком Элизабет де Федо (Elisabeth de Feydeau), стало модно ароматизировать перчатки – точь-в-точь так, как делала знаменитая королева.
Книга «A Scented Palace» (к сожалению, пока не переведенная на русский язык) рассказывает историю Жана-Луи Фержена (Jean-Louis Fargeon), родившегося в 1748 году в местечке Монпелье, которое до Грасса считалось парфюмерной столицей Франции. В 1773 году Фержен переезжает в Париж с мечтой служить женщине, сводящей с ума всю Европу. Спустя три года он, наконец, попадает в окружение Марии Антуанетты.
Несмотря на то, что Фержен был ярым республиканцем и отвергал монархию, он просто обожествлял Марию Антуанетту и снабжал Ее Величество многочисленными мылами, румянами, помадами, пудрами, кремами, мушками и зубными щетками. Но именно его мастерство как парфюмера, в конце концов, снискало ему расположение молодой королевы.
В Версале XVIII века царил не аромат духов, а совершенно другой «аромат», складывавшийся из запахов немытых тел, разлагающейся пищи и продуктов жизнедеятельности людей и животных. Но в то время на это никто не обращал внимания, поэтому новые стандарты гигиены, привезенные Марией Антуанеттой из Австрии, поначалу вызвали непонимание и недоверие при дворе.
Каждый день она принимала ванну, в которую добавлялась смесь из очищенного сладкого миндаля, сосновых орехов, льняных семян, корня алтея и луковиц лилий. Вместо мочалки королева использовала небольшой мешочек с отрубями. Безупречной гигиены требовала Мария Антуанетта и от своих придворных, поэтому вскоре ее окружение стали в шутку называть «парфюмерный двор».
Она очень любила цветы и в конце жизни назвала их своей истинной страстью. У нее был свой небольшой садик, «Маленький Трианон» (Petit Trianon), где она собственноручно выращивала разнообразные цветы. Однажды королева попросила своего придворного парфюмера создать аромат, который вобрал бы в себя всю атмосферу обожаемого ею Маленького Трианона.
По иронии судьбы эти же духи стали причиной гибели королевской семьи. В 1791 году, когда они бежали из Парижа от разъяренной толпы революционеров, именно по этим духам Мария Антуанетта была узнана, и ее семья помещена под арест.
Изучив стиль Марии Антуанетты, палитру Жана-Луи Фержена и Национальный архив Франции, Элизабет де Федо объявила, что знает формулу королевских духов. Оказалось, что Мария Антуанетта, законодательница моды во всех направлениях изящной жизни, использовала революционные для своего времени духи. Цветочные ароматы были необычны для той эпохи, предпочитавшей тяжелые анималистические запахи.
Открытием Элизабет де Федо заинтересовалась парфюмерная компания Quest International, которая поручила известному «носу» Фрэнсису Киркджану (Francis Kurkdjian), автору таких известных современных ароматов как Le Male, Fragile и Gaultier2 от Jean Paul Gaultier, Davidoff Silver Shadow, Green Tea от Elizabeth Arden, Narciso Rodriguez for her и многих других, воссоздать аромат королевы по имеющемуся списку ингредиентов.
Результатом его работы стал парфюм M.A. Sillage de la Reine – нежный букет из роз, ириса, жасмина, туберозы и цветков апельсина, выгодно оттененный нотами кедра и сандала и переходящий в «базу» из бамбукового мускуса и серой амбры.
Элизабет де Федо считает, что воссозданный аромат по оригинальности не уступает Chanel No.5 и Angel от Thierry Mugler. Чтобы сохранить атмосферу XVIII века, аромат был создан полностью из натуральных ингредиентов (хотя и без животных составляющих).
Аромат создавался при участии Версаля, и изначально планировалось, что он будет демонстрироваться как один из экспонатов во дворце. Однако позже было принято решение немного модифицировать аромат и выпустить его в продажу.
Купить старинный аромат не так просто, ведь он выпущен ограниченным тиражом всего в тысячу экземпляров и продается исключительно в Версале и на сайте музея. Цена флакона 25 мл составляет 350 евро. Дополнительно будут изготовлены десять эксклюзивных флаконов из горного хрусталя емкостью 250 мл. Их можно будет приобрести за 8000 евро. Сообщается, что все доходы от продаж пойдут на реставрацию дворца.
Обсуждение